"Новеллы законодательства по регулированию предпринимательской деятельности"

21 июня 2018

24 мая 2018 года был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности».

Изменения расширили возможности регулирования бизнеса, позволили сократить контрольно-надзорные функции государственных органов.

В данной публикации приведены только некоторые изменения, введенные упомянутым законом.

Предпринимательский кодекс был дополнен новой главой - «Информационные инструменты», в которой описаны требования по предоставлению информации (отчеты, справки и другие сведения) предпринимателями в гос.органы или иным лицам. Зачастую данные формы являются объемными, отсутствует порядок их заполнения, что является одной из самых серьезных нагрузок на бизнес.

Предполагается, что полный перечень информационных инструментов будет разработан и закреплен в законодательных актах, а любое дополнение данного перечня будет возможно только после проведения анализа регуляторного воздействия и одобрения Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве РК.

Законом предусмотрены следующие виды информационных инструментов:

1) периодическая отчетность, представляемая на регулярной основе государственным органам;

2) разовое предоставление информации по инициативе государственного органа;

3) разовое предоставление информации государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством РК;

4) информация, предоставляемая третьим лицам в случаях, прямо предусмотренных законодательством РК.

Таким образом, все информационные инструменты и порядок их представления будут четко регламентированы, а их количество только на первом этапе реформы планируется сократить на 30% (выявлено более 1600 информационных инструментов). В последующем планируется проработать возможность автоматизации процессов их предоставления.

Из вышеизложенного следует, что требование у предпринимателя предоставления какой-либо информации или отчета обязательно должно быть закреплено в НПА, в противном случае такое требование незаконно. С другой стороны, при законодательном закреплении предоставление отчетов субъектами частного предпринимательства станет обязательной, не предоставление которых повлечет предусмотренную в законодательстве ответственность. К примеру, в соответствии со ст. 320 Кодекса об административных правонарушениях непредставление застройщиком, уполномоченной компанией местному исполнительному органу сведений и отчетности, предусмотренных законами РК (нарушение требований законодательного акта Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве и жилищного законодательства Республики Казахстан) либо представление ими недостоверных сведений и отчетности, а также недостоверного или неполного отчета о результатах мониторинга за ходом строительства жилого дома (жилого здания) инжиниринговой компанией – влечет штраф на юридических лиц в размере трехсот месячных расчетных показателей.

Описанные нововведения введены для упорядочения и сокращения обязанности бизнеса представлять отчеты, справки и другие сведения различным государственным органам и их подведомственным организациям.

Одним из основных новелл закона является внедрение института профилактического контроля, основными задачами которого являются выявление причин и условий противоправного поведения субъекта контроля, разъяснение правовых последствий правонарушения и убеждение в необходимости законопослушного поведения подконтрольного субъекта.

Профилактический контроль и надзор может осуществляться:

1) с посещением субъекта (объекта) контроля;

2) без посещения субъекта (объекта) контроля.

Отличием от действующей системы проверок будет являться профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства.

В свою очередь, внедряемый законом профконтроль с посещением субъекта (объекта) контроля будет осуществляться на основе оценки рисков, их регистрации в органах прокуратуры, уведомления субъекта проверки. По итогам такого контроля выдается предписание об устранении нарушений.

При этом, в случаях выявления грубых нарушений по результатам профконтроля с посещением, за государственным органом будет сохраняться право проведения повторной уже внеплановой проверки в целях перепроверки устранения выявленного в ходе профконтроля нарушения.

Для примера, контроль за деятельностью в сфере архитектуры, градостроительства и строительства будет проводится только с посещением объектов проверок.

Таким образом, проверки с посещением объектов будут проводиться регулярно по утвержденному графику и обязательной регистрацией в органах правовой статистики не чаще одного раза в год либо полугода для некоторых сфер. В случае выявления грубых нарушений возможно проведение уже внеплановой проверки.

Профилактический контроль проводится без посещения субъекта (объекта) контроля:

1) когда органам контроля запрещается посещать субъекты (объекты) контроля;

2) когда не требуются регистрация в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов и предварительное уведомление субъекта контроля.

При этом, важно понимать, что при профконтроле без посещения субъекта (объекта), орган контроля и надзора обязательно должен указать цели, инструменты, способы проведения проверки, перечень субъектов, кратность проведения и способ учета.

В отношении объектов незначительной эпидемической значимости проводятся только внеплановые проверки (к примеру, это объекты по производству мучных полуфабрикатов, макаронных изделий, объекты по фасовке готовых пищевых продуктов; объекты по производству пищевых концентратов и пищевых кислот; объекты по производству чая, дрожжей и желатина; объекты по производству без кремовых кондитерских изделий и тд. (всего 36 наименований).

По итогам профконтроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, в случае наличия нарушений, составляются итоговые документы (справка, заключение, рекомендации и другие) без возбуждения дела об административном правонарушении, но с обязательным разъяснением субъекту контроля порядка его устранения.

Наиболее опасные виды деятельности подлежат контролю и надзору, осуществляемому посредством особого порядка, и будут носить периодический характер. К таким сферам отнесены: атомная энергетика, оборот оружия, наркотических средств, прекурсоров, ядов, промышленная, пожарная и санитарно-эпидемиологическая безопасность.

При этом, периодический характер проверок будет сохранен не для всех субъектов, осуществляющих деятельность в указанных сферах, а только в отношении субъектов и объектов высокой степени риска.

 

Также сокращены сроки проведения проверок по особому порядку и профконтролю с посещением субъекта предпринимательства – с 30 до 15 рабочих дней, а по внеплановым проверкам – с 30 до 10 рабочих дней.

Кроме того, ограничены возможности неоднократного продления срока проведения проверок и профконтроля не более одного раза продления проверок по особому порядку и профконтроля с посещением субъекта (объекта) – до 15 рабочих дней, внеплановые проверки – до 10 рабочих дней. Тогда как ранее данные сроки проверок можно было продлевать, приостанавливать и возобновлять неограниченное количество.

Краткий обзор изменений также можно прочесть по ссылке: http://atameken.kz/ru/news/29619-chto-izmenilos-v-zakone-o-regulirovanii-predprinimatel-skoj-deyatel-nosti.

Инфографика основных измененийпредставлена на сайте Министерства национальной экономики, чтобы ознакомиться с ней пройдите по ссылке: http://economy.gov.kz/ru/pages/infografika-8 .

Другие материалы по теме