"Как взыскать задолженность: практические рекомендации"

14 Июля, 2021

На днях консультировали клиента по возврату его дебиторской задолженности. Его компании должны около 20млн тг. А впереди выплата налогов, и если ему не вернут во время, он становится должником перед государством, а это пени, аресты счетов и т.д.

С такой проблемой рано или поздно сталкивается любой бизнес. А еще чаще, если в компании нет юриста или юридического сопровождения, и в таких случаях, обычно взыскание ложатся на плечи бухгалтеров компаний. Но, в этом деле есть ряд нюансов, которые помогут эффективно и быстро получить деньги. А, если учитывать нынешнее состояние экономики, то от своевременного взыскания может зависеть и место компании на рынке.

И от правильно выстроенной досудебной работы с должником зависит очень многое. Ведь гораздо выгоднее найти компромисс с партнером, чем тратить время и деньги на длительные судебные разбирательства. Поэтому перед тем как приступить к взысканию своих долгов, необходимо составить пошаговый план работы, который в дальнейшем поможет как в переговорах с должником, так и в ходе судебного разбирательства.

Распишем основные этапы при работе с дебиторской задолженностью:

· Сбор доказательств наличия задолженности

· Анализ состояния должника

· Переговоры

· Закрепляем договоренности на бумаге

· Досудебная претензия

· Обращение в суд

· Получение исполнительного листа

· Контроль работы судебных приставов

Дебиторская задолженность – ценный актив, заботясь о котором вы получите только плюсы.

Если действовать самостоятельно, то:

1. Ресурсы вашей компании (в основном продавцы или бухгалтерия) будут направлены не на продажу, а на востребование долга. Это может быть неэффективно. Представьте, вместо того, чтобы дозваниваться до должника с просьбой погасить задолженность, ваш продавец мог бы продавать ваш товар другому клиенту. И компания бы заработала на новой сделке.

2. Вы можете растянуть сроки возможного погашения долга со стороны покупателя.

3. Но, лучше всего делать всё, что бы эти задолженности не образовывались или чтобы дебиторская задолженность была ликвидной.

4. И пару советов, что для этого нужно:

5. Оценивать своих контрагентов, причем не только в упрощенном порядке, без визита в офис или на склад компании, так и с выездом к контрагенту.

6. Включить, по возможности, в договор предоплату, желательно 100%-ную, так как на практике встречаются случаи, когда контрагенты, например, приняв поставленный товар, отказываются платить, а иногда попросту исчезают из поля зрения поставщика. И если же, контрагент согласен оплатить товар только по факту его поставки, то переходим к след. пункту;

7. Активно использовать в работе с поставщиками такие средства обеспечения, как залог, поручительство и гарантия.

8. Регулярно проводить мониторинг финансового состояния и платежной дисциплины своих клиентов, дополняя эту информацию собственными сведениями о бизнесе покупателя. В результате у Вас накапливается объем полезной информации о рынке и о динамике состояния бизнеса дебитора, что позволяет быстрее принимать решения по размеру кредитного лимита и срока отсрочки.

9. Регулярно мониторинг продаж покупателей позволит Вам, как поставщику оперативно и гибко управлять ассортиментом товара, который он отгружает своему покупателю: вовремя отреагировать, если какие-то позиции продаются хуже, и заменить их более «оборотистыми».

10. Контроль за платежами клиентов: напоминания об оплатах, согласование новых сроков погашения задолженности, подписание дополнительных соглашений.

11. При работе с товарами, использовать принцип стоп-отгрузки, то есть при достижении определенного срока просрочки и/или объема задолженности отгрузки в адрес клиента прекращаются. Если продавцы зависят от процентов от продаж, то для них этот принцип - упущенная выгода, ведь, если клиент перестает покупать товар, то он не получает %, а значит это мотивирует продавца контролировать сроки оплат от клиента и не позволять ему допускать просрочки. В результате повышается еще и уровень осознанности продавцов при привлечении новых клиента – сотрудник сам постарается удостовериться в надежности и платежеспособности покупателя.

12. Ну и конечно, предусмотреть штрафные санкции за несвоевременное исполнение условий договора.

13. Вести учет документов, подтверждающих факт выполнения договорных обязательств (например, товарно-транспортных накладных), документов, подтверждающих признание долга (например, актов сверки, письма), и т.д.


Если в вашей компании имеется дебиторская задолженность, то обращайтесь к нашим юристам для решения этого вопроса, оставив заявку на консультацию по тел. +7 775 231 01 60 или на сайте.

Уважаемые пользователи! Информация в публикации соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент публикации.


Комментарии

Оставить комментарий:

Другие материалы по теме