Ликвидация юридического лица в Казахстане: основные этапы и порядок проведения на SD Legal Pro

5 Января, 2023

Компания, осуществляющая свою деятельность в качестве юридического лица, в силу различных обстоятельств (отсутствие прибыли, несостоятельность компании, смена рода деятельности и т.д.), может столкнуться с необходимостью прекращения своей деятельности. Процедура ликвидации проходит через государственные органы. Общий порядок процедуры ликвидации юридических лиц предусмотрен Гражданским кодексом Республики Казахстан, а в части налоговых обязательств - Налоговым кодексом.

Для того чтобы процесс ликвидации прошел успешно, целесообразно составить план.

И так давайте разберемся поэтапно. В какие государственные органы необходимо обратиться? Какие документы необходимо предоставить? В какие сроки проходит процедура ликвидации?

Чтобы провести процедуру ликвидации необходимо пройти следующие этапы:

1 этап:

- принять решение о ликвидации юридического лица (в том случае если участник в одном лице, то подготовить, подписать и заверить печатью решение о ликвидации юридического лица, а если участников несколько, то протокол общего собрания о ликвидации юридического лица, подписанный всеми участниками или же уполномоченными ими лицами на основании доверенности заверенной печатью юридического лица). Протокол или же решение о ликвидации юридического лица должен содержать полный поэтапный план ликвидации юридического лица, а также пункт о назначении ликвидационной комиссии и её составе;

-ликвидационная комиссия должна подать объявление в юридической газете с указанием наименования ликвидируемого юридического лица, его БИН, сроков принятия претензий его кредиторами (в соответствии с законодательством РК должен быть не менее двух месяцев), полного адреса принятия претензий и контактных данных (телефон, e-mail);

-в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации юридического лица оповестить налоговый орган по месту нахождения юридического лица и орган юстиции;

- уведомить орган по вопросам занятости. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 28 Закон РК «О занятости населения» работодатель обязан предоставлять  уполномоченному органу по вопросам занятости информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей, профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда, высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за 1 месяц до начала высвобождения.

 2 этап:

- по истечении срока для принятия претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, а также полного перечня заявленных кредиторами претензий и результатов их рассмотрения (по истечении 2-х месяцев, со дня публикации объявления в газете);

- подготовить решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса или протокол общего собрания участников об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Подготовленный промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации;

- после утверждения промежуточного ликвидационного баланса в течение следующих трех рабочих дней ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту нахождения юридического лица одновременно нижеуказанные документы:

1) налоговое заявление о проведении документальной проверки;

2) налоговое заявление о прекращении деятельности;

3) ликвидационную налоговую отчетность;

4) свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость при его наличие, а в случае утери или порче пояснение на бумажном носителе;

5) налоговое заявление для снятия юридического лица с учета по налогу на добавленную стоимость;

 3 этап:

- по завершению расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику имущества или органу принявшему решение о ликвидации юридического лица для утверждения;

- подготовить решение об утверждении ликвидационного баланса или протокол об утверждении ликвидационного баланса;

- затем юридическое лицо самостоятельно или же через уполномоченных на то лиц закрывает все банковские счета;

- после завершения налоговым органом документальной проверки и уведомления уполномоченной юридическим лицом ликвидационной комиссии и полного погашения юридическим лицом налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту нахождения нижеуказанные документы:

-  ликвидационный баланс;

-  справку банка или же организации осуществляющих отдельные виды банковских операций о закрытие всех имеющихся у юридического лица банковских счетов;

-  в том же случае если у юридического лица отсутствует налоговая задолженность, а также задолженность по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, то ликвидируемое юридическое лицо представляет вышеуказанные документы в течение трех рабочих дней со дня завершения документальной проверки.

 4 этап:

- уполномоченному лицу подписать и получить в налоговом органе по месту нахождения юридического лица копию акта документальной проверки;

- подать заявление в отдел учета налогового органа о выдаче справки об отсутствии задолженности для предоставления её в орган юстиции в целях ликвидации;

- при наличии операций, связанных с внешнеэкономической деятельности направить запрос в Департамент Таможенного контроля для получения справки об отсутствии задолженности по таможенным платежам;
- уничтожить печать в фирмах по изготовлению печатей, имеющих разрешение на изготовление и уничтожение печатей и выдающих Акт уничтожения печати (печать уничтожается в последнюю очередь).
Не уничтожьте печать раньше времени. Проверьте правильность всех составленных и заверенных ею документов. В случае обнаружения недостатков в них органом юстиции для исправления ошибок,  возможно, придется изготавливать печать снова (чтобы потом опять уничтожить).

 5 этап:

- после завершения всех вышеуказанных процедур и получения всех необходимых документов необходимо подготовить пакет требуемых документов для предоставления их через ЦОН соответствующего района для органа юстиции, который должен содержать:

- заявление, установленного законодательством Республики Казахстан образца, о прекращении деятельности юридического лица;
- решение юридического лица (решение участника или протокол общего собрания участников) или же уполномоченного участником или участниками органа или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами, о ликвидации юридического лица подписанного и заверенного печатью юридического лица;
- учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации или перерегистрации юридического лица, или же, в соответствии с новым порядком о государственной регистрации юридических лиц, справку о государственной регистрации юридического лица и справку о зарегистрированной юридическом лице на заданную дату, статистическую карточку);

- подлинник печатного издания Министерства юстиции Республики Казахстан (юридическая газета) с информацией о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления претензий кредиторами с указанием полного адреса подачи претензий и средств связи;

- справку налогового органа по месту нахождения юридического лица об отсутствии задолженности;

- документ, подтверждающий снятие с учета филиалов и представительств ликвидируемого юридического лица при их наличие;

- справку таможенных органов об отсутствии задолженности по таможенным платежам;

- акт уничтожения печати;

- документ (квитанцию или платежное поручение), подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица (для субъектов малого предпринимательства 2МРП, а для субъектов среднего предпринимательства 6,5 МРП).

6 этап:

- получить в ЦОНе соответствующего района копии приказа о регистрации прекращения деятельности юридического лица который подтверждает, что юридическое лицо исключено из государственного Регистра юридических лиц и прекратило свою деятельность.

Ликвидация завершена!

Есть второй вариант ликвидации

Упрощенная процедура ликвидации: кто может воспользоваться.

Помимо стандартной процедуры, существует и упрощенный порядок, предусмотренный ст.59 НК РК.

Ускоренная процедура доступна компании, которая:

Такие компании могут обойтись без ликвидационной проверки, ограничившись только прохождением камерального контроля со стороны УГД МФ РК.

В течение 10 календарных дней с даты подачи в УГД МФ РК ликвидационной отчетности организация обязана уплатить все налоги, взносы и прочие платежи.

Налоговая служба в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления запрашивает сведения у банков, таможенных органов (при наличии операций, связанных с ВЭД). Сведения предоставляются в течение 20 рабочих дней. Затем у налоговой службы есть 10 рабочих дней на проведение камерального контроля. По его окончании компании выдается:

Если же компания не устранит нарушения или не согласна с ними, то в этом случае проводится стандартная налоговая проверка. Назначается она не позднее 10 рабочих дней с даты получения пояснения от компании о несогласии с результатами или после истечения срока исполнения уведомления.

 

В случае если нет никаких нарушений, задолженностей, нет кредиторов, компания не осуществляла никакой деятельности, то стандартная процедура ликвидации юридического лица, конечно же, сокращается и ни чем не отличается от сроков упрощенной ликвидации юридического лица.

 

Остались вопросы?

Оставьте свои контактные данные и получите подробную консультацию. Наши профессиональные юристы подготовят все документы и сопроводят вашу компанию на всех этапах ликвидации. Обращаясь к профессионалам, вы минимизируете риск волокиты, отказов и экономите своё время и нервы.


Комментарии

Оставить комментарий:

Другие материалы по теме