Правомерны ли платные услуги дилеров в рамках гарантийного срока на автомобиль

12 сентября 2018

Краткая фабула дела:

В нашу компанию обратился клиент Н., который приобрел в одном из столичных автоцентров автомобиль марки Nissan X-trail. В договоре купли-продажи авто было указано, что в период гарантийного срока клиент обязан проводить плановое обслуживание авто у официального дилера. Подобная практика распространена практически во всех автоцентрах. Расценки же на их услуги значительно превышают стоимость аналогичных услуг в других сервис-центрах. В этой связи клиент произвел техническое обслуживание автомобиля и замену масла не в дилерском центре, а в другой компании. В период гарантийного срока у клиента полетела коробка передач автомат-вариатор. На претензию клиента официальный дилер отказал в удовлетворении требований в связи с так называемым «нарушением условий гарантийной политики компании, выразившимися в непрохождении технического осмотра и осуществления ремонта автомобиля не у официального дилера». Также клиенту было предложено пройти более детальную диагностику для определения неисправности путем снятия поддона CVT, осмотр ремня и конусов на платной основе.

 

         Изучение документов клиента по приобретению автомобиля показало, что действительно в Договоре купли-продажи автомобиля указан пункт 5.9, согласно которому стороны согласились, что покупатель в период действия гарантии не обратится за гарантийным, а также плановым обслуживанием автомобиля и не допустит вмешательства иных лиц к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля кроме как к официальному дилеру в противном случае гарантийный срок на автомобиль (комплектующее изделие) считается истекшим.

Пункт аналогичного содержания присутствует практически во всех типовых договорах купли-продажи авто, которые практикуют действующие в стране автоцентры.

Вместе с тем, законодательство о защите прав потребителей запрещает продавцу навязывать покупателю дополнительные платные услуги. Включение таких условий в договор считается нарушеним прав потребителя при заключении договора (пп. 3) п. 2 ст. 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей»).

Таким образом, отказ в безвозмездном устранении недостатков товара по причине прохождения планового технического обслуживания автомобиля не у «официальных дилеров» является незаконным.

Руководствуясь нормами действующего законодательства юристами нашей компании была подготовлена повторная претензия в адрес официального дилера о необходимости безвозмездного устранения недостатка приобретенного у них товара.

Юристы руководствовались нормой п. 2 ст. 30 упомянутого закона, согласно которому при обнаружении потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости провести дополнительную проверку (экспертизу) качества товара. Стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом.

В нарушение данной статьи клиенту был выставлен счет за дополнительную проверку. В дальнейшем, после прохождения диагностики автомобиля автоцентром было направлено письмо производителю автомобиля для одобрения ремонта в рамках гарантийного срока, на что было получено согласие.

         В течении почти трех месяцев ожидания необходимых деталей недостатки в автомобиле были устранены и в настоящее время клиент свободно эксплуатирует свое авто по назначению. При этом оплату счетов за платную диагностику и ремонт автомобиля клиент не производил.

Кроме того, клиенту было предложено подменное авто на период ожидания деталей и ремонта автомобиля. Данную услугу практикуют автоцентры, так что вы вправе обратиться к ним с такой просьбой.

         Законодательством установлены сроки устранения продавцом недостатков, обнаруженных в товаре, а именно в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором. Срок устранения недостатков товара, определяемый договором, не может превышать двадцати календарных дней (п. 3 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей»).

Вместе с тем, в нарушении данного пункта Закона, п. 5.13 упомянутого выше договора купли-продажи автомобиля устанавливает срок устранения недостатков, обнаруженных в автомобиле 180 дней, с возможностью продления еще на 90 дней. В случае необходимости, данный пункт договора можно оспорить в судебном порядке.

         В установленные в договоре сроки устранения недостатков товара автоцентр уложился, но нарушил сроки, установленные законом.

         Согласно п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РК граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права, а также отказываются, если иное не установлено законодательными актами, от прав своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых его условий, не противоречащих законодательству.

         В этой связи клиенту было предложено в соответствии с пп. 6 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» обратиться в судебные органы для взыскания пени в размере 1 % от стоимости автомобиля за каждый день просрочки выполнения требования клиента о безвозмездном устранении недостатка товара в рамках гарантийного срока. Однако, клиент отказался от такого предложения.

         Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что если дилерские центры по продаже авто обязывают вас получать необходимые услуги только в их центре – это не законно! И не освобождает их от выполнения своих обязательств при наступлении таких случаев в рамках гарантийного срока на товар.

 

Информация в данной публикации соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на дату  публикации.

Другие материалы по теме